«Кремль, бесспорно, есть создание существа сверхчеловеческого, но в то же время и человеконенавистнического», - писал автор книги, француз-путешественник маркиз де Кюстин. Писал, как считают, специально с целью очернения России перед лицом Европы, но не исключено - маркизу тоже что-то испортило настроение. Итальянцы, построившие Кремль почти целиком, от соборов до стен и башен, были бы такой оценке удивлены. Во всяком случае, из ренессансной Италии они выезжали гуманистами. (Итальянцев выписали в конце xv века, поскольку у здешних зодчих с камнем, в отличие от дерева, не спорилось.) Но если иметь в виду авторов замысла, а не исполнителей, то, может быть, де Кюстин и прав. Авторов у Кремля, какой он есть сейчас, трое. Юрий Долгорукий, который строптивого боярина наказал, но палатами его в районе современной Сретенки не воспользовался, а занял Боровицкий холм. Иван III, прочертивший Кремлю границы и расставивший его соборы. И Сталин, который оставил в своей резиденции по одному памятнику от каждой эпохи: 82-метровую колокольню Годунова, Теремной дворец Алексея Михайловича Тишайшего, классицистический Сенат московского гения Матвея Казакова. В филантропии не упрекнешь ни одного из них.