Она не так велика, как кажется по телевизору, но размеры компенсируются ощущением, которое испытываешь, стоя в центре выгнувшейся мостовой: пуп земли. В любое время суток здесь можно услышать какую угодно речь, очень редко -русскую. Москвичи вообще на Красной площади бывают нечасто - когда проходят поздно ночью из клубов в центре в клубы Замоскворечья и под Новый год, оставляя, после того как пробьют куранты, груды битых бутылок из-под шампанского на булыжной мостовой. Современная Красная площадь - сплошной камень, но этот вид она приобрела только в XIX веке, а до того была преимущественно деревянной, во время пожаров занималась одной из первых и даже носила имя - Пожар. Булыжником площадь была полностью замощена в 1804 году. До того публика на Красной была простой и в мостовой не нуждалась. Со времен Ивана III площадь была заставлена торговыми рядами. В 1679 году царь Федор Алексеевич издал указ о сносе с Красной площади лавок, оставленный, правда, лавочниками без внимания, и только после того, как царь Петр Алексеевич, повесив в 1698 году на каждом зубце Кремля по стрельцу, повторил распоряжение, вся торговля, кроме ручной, в три дня сосредоточилась в рядах за площадью.
С северной стороны Красную площадь заграждает Исторический музей (арх. Владимир Осипович Шервуд, инж. А.А.Семенов,) с рестораном традиционной русской кухни. С юга - прекраснейший собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного), построенный архитекторами Иваном Яковлевым, по прозвищу Постник, и Бармой и названный архитектором Ле Корбюзье «бредом пьяного кондитера». С востока - Верхние и Средние торговые ряды - ГУМ, построенный, как и Исторический музей, в псевдорусском стиле. Около Василия Блаженного стоит сейчас памятник «гражданину Минину и князю Пожарскому», как написано на пьедестале, предводителям народного ополчения 1612 года, выгнавшего из Москвы польских интервентов. Надписью был справедливо недоволен еще Пушкин: гражданами они были оба, и князь и мещанин, - а теперь, рядом с обязательной и многочисленной на Красной площади милицией, «гражданин Минин» кажется даже двусмысленностью. Раньше памятник стоял посреди площади, лицом к Кремлю, напротив нынешнего Мавзолея, так что Минин указывал на казаковский Сенат, храм закона и справедливости, как бы охватывая рукой его купол. Но в 1930-м его перенесли, чтобы не мешал парадам. Сейчас памятник намереваются вернуть на историческое место -впрочем, не сам его, а копию; саму же скульптуру Мартоса и пьедестал, разрушающийся буквально на глазах, передадут в музей - какой, еще не известно.
