Китай-город и Третьяковский проезд

Китай-город и Третьяковский проезд

Китайцы ни при чем, Китай-город не Чайна-таун: когда он появился, про страну Китай в Москве еще не слыхивали, а название район получил, видимо, от итальянских строи­телей, а русское слово «город» тогда значило ограду - то есть с рус­ско-итальянского Китай-город переводится как «городская стена». Точно как в случае с Белым городом (стеной из бе­лого камня, проходившей по нынешнему Бульварному кольцу) и Земляным городом (насыпью с частоколом на месте нынешнего Садового), название стены распростра­нилось и на район, ею окруженный, - но в отличие от тех живо поныне.

Возникновением своим Китай обязан Ивану III, который в конце xv века выселил посадских людей, ремесленников и купцов за пределы Кремля. А имя закрепилось после 1538 года, когда итальянец Петрок Малой закончил велико­лепную китайгородскую крепостную стену.

Во время частых московских пожаров Китай-город горел особенно ярко, и от него занималась остальная Москва. Дваж­ды в течение 18I века. Петр в 1704-м и Екатерина в 1775-м запрещали строить здесь из дерева, но по-прежнему строи­ли и жили кучно, лепя лавчонки к стене и даже разводя на са­мой стене огороды. Точь-в-точь как у Гоголя: «Что это за скверный город! Только где-нибудь поставь какой-нибудь па­мятник или просто забор - черт их знает откудова и нанесут всякой дряни!» Дрянь несколько раз принимались чистить, но борьба властей с тяжелым наследием средневековья за­вершилась только в 1934 году, когда снесли всю стену на­прочь, за исключением куртин в Театральном проезде и на площади Революции (а то, что в Китайгородском проезде, -новодел для Третьяковский въезд в Китай-городтуристов из гостиницы «Россия»). Белокамен­ное основание уничтоженной башни Варварских ворот мож­но наблюдать в подземном переходе от станции метро «Ки­тай-город» к Варварке.

Квинтэссенция нынешней, торговой Никольской и за­облачный идеал большинства ее нынешних посетителей - Третьяковский проезд. Проложенный в 1871 году на земле братьев Павла и Сергея Третьяковых, специально перед тем братьями купленной, проезд был по окончании строительст­ва подарен городу - и в благодарность получил название в их честь. Главный купеческий архитектор того времени А.Каминский сымитировалхуш век (особенно удачно ими­тация выглядит, если смотреть с Никольской: настоящая ис­торическая московская застройка), и проезд был заселен раз­ными лавками, от французских сладостей до аксессуаров для верховой езды. Отреставрированный 300-метровый проезд был отдан дорогим бутикам.