Канал Грибоедова

Канал Грибоедова

Дом Сонечки Мармеладовой (наб. канала Грибоедова, 73) одним фасадом выходит на канал, другим - на Казначейскую. До капитального ремонта 1970-х годов он имел три этажа (сейчас четыре) и был светло-зеленым (сейчас желтый). «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь». Соня жила во дворе, справа от подворотни, на третьем этаже в «девятом нумере, на дверях которого было написано мелом: «Капернаумов портной». Рядом, «шагах в шести» на той же площадке, у мадам Ресслих остановился Свидригайлов.

Дальше, налево по каналу, набережную пересекает Вознесенский проспект, соединяющий Адмиралтейство с Варшавским вокзалом. В его створе - Вознесенский мост, с которого на глазах Раскольникова бросилась в канал самоубийца. Здесь же произошла душераздирающая сцепа сумасшествия Екатерины Ивановны Мармеладовой. Со следующего Фонарного моста и Большой Подьяческой улицы открывается великолепный вид на купол Исаакиевского собора: улица находится прямо на оси Исаакия.

Далее по каналу мы перемещаемся в другой исторический период. В доме №91 в ноябре 1998 года была убита депутат Государственной думы Галина Старовойтова. Двое убийц поздно вечером дождались на чердаке этого дома «Волгу», на которой Галина Васильевна и ее помощник Руслан Линьков приехали из аэродрома Пулково. Когда они вошли в парад­ную (подъезд Старовойтовой находится во дворе, слева от подворотни), киллеры спустились по лестнице, застрелили Старовойтову и ранили Линькова, затем по проходному двору вышли на улицу Декабристов, где их ждала машина. Убийство не раскрыто до сих пор.

№90/2, симпатичный «французистый» особняк в духе поздней эклектики па другой стороне канала, на углу Средней Подьяческой улицы, был построен Оскаром Мунцем для Екатерининского собрания - фешенебельного карточного клуба. Пешеходный цепной Львиный мост в створе Малой Подьяческой улицы и Львиного переулка построен в 1826 году (инженеры Треттер и Христианович). Четыре фигуры сидящих львов выполнены из чугуна скульптором Павлом Соколовым. Львы функциональны: из их пастей торчат цепи, на которых держится все сооружение.