"Русское возрождение".

"Русское возрождение". XV в. сопровождался возвышением Москвы. Начинается книгопечатание. Наиболее распространенным для образовательного чтения является "Хронограф" Пахомия Логофета. Новгородский епископ Геннадий пишет былины о Василии Буслаеве, госте Садко и др. Нил Сорский, инок из Кирилло-Белозерского монастыря, владеет одной из самых богатых библиотек. Русскими совершаются путешествия: иеромонах Зосима описывает свой путь в Иерусалим, Малую Азию, священник Варсонофий - в Иерусалим и Египет, рассказывает о Синайской горе; суздальский иеромонах совершает путешествие в Германию, Тироль, Северную Италию; тверской купец Афанасий Никитин - в Персию и Индию и т.д. Развивается русское искусство: архитектура, живопись, графика.

История искусства, как и история русской культуры вообще, распадается на 2 периода: древний (до эпохи Петра I) и новый. В течение первого периода из элементов, заимствованных от Византии, занесенных к нам с Востока и отчасти с Запада, равно как и коренившихся в духе и быте народа, медленно, но непрерывно вырабатывается оригинальный тип искусства. Он обещал достигнуть высокого совершенства, но внезапно был остановлен Петром I. XIV-XV вв. - расцвет русского искусства: сооружение Успенского собора в Москве архитектором Фиораванти, Архангельского - итальянцем Алевизом; гражданские здания строят Марко Руф, Соларио и др. Они научили русских мастеров более совершенной технике и применению архитектурных мотивов, соотносясь с русскими обычаями, вкусами и русским духом.

Живопись Древней Руси отличалась меньшей самостоятельностью. Это в основном иконописание, которое было в глазах народа священным предметом. А это делало живопись неподвижной, мешало ее оригинальности. Но уже работает мастер XV в. Андрей Рублев в сотрудничестве с греком Феофаном и старцем Прохором. При дворе начинают работать иностранцы Ян Деттерсон и Даниэль Воухтерс. Их учениками станут Дорофей Ермолин, Иван Безмин и др. Все они писали преимущественно портреты. Влияние иностранных художников отразилось и в религиозной живописи. Приверженность к прежней иконописи осталась только у старообрядцев.

Скульптуры в допетровской Руси по существу не было. По древнему постановлению православной церкви статуи и рельефы не допускались в число священных предметов. Правда, в XVI-XVII вв. в храмах появятся деревянные и расцвеченные распятия и фигуры святых. Но это было не более как злоупотребление, проникшее на Русь.

Русский орнамент до XII в. был почти рабским подражанием византийскому. Но в XVI-XVII вв. образовался новый стиль, поражающий разнообразием, оригинальностью и красотой. Это орнаменты для рукописных заставок или инициалов, для вышивок, ювелирных изделий, стенописи, резьбы по дереву и др.

Крутой поворот во внутренней и внешней жизни Руси, знаменовавший начало XVIII в., нарушил естественное течение исконного русского искусства.